Tabulo.ru - Онлайн-журнал

106 подписчиков

Парадокс выбора в психологии. Почему чем выбор больше, тем сложнее его сделать

Если вы хотя бы раз выходили из огромного магазина не только с покупками, но и с преследующим вас чувством неудовлетворения выбором – вам точно стоит обсудить это с Барри Шварцем! Давайте разберемся, кто это и почему описанная ситуация знакома половине населения планеты.

Парадокс выбора в психологии. Почему чем выбор больше, тем сложнее его сделать
kuv.me

Во-первых, прежде чем приступить к расшифровке случая, нужно хорошо представлять себе, что такое психология потребителя, и с чем ее едят. Условно, это та отрасль психологического учения, в которой рассматриваются взаимоотношения человека и рынка. На психологии потребителя выстроены все известные рекламы, скидки, кампании различных брендов. Их цель – заставить вас захотеть то, что вы видите. Ваша цель – согласиться на покупку и признать ее необходимой.

Но почему-то не всегда шоппинг и полная свобода выбора при покупках приносят удовольствие, верно? Этот феномен и заметил вышеупомянутый Барри Шварц, психолог и автор книги «Парадокс выбора: почему больше значит меньше».В своей работе Шварц описывает взаимосвязь между большим выбором и большим несчастьем покупателя, которому этот выбор был предоставлен.

Например, существует реальный эксперимент, поставленный профессором Шиной Айенгар, в ходе которого одной группе людей предлагали выбрать из 6 видов джема, а другой – из 4.

Итогом наблюдения стало преобладающее число покупок во второй группе. И это просто: когда нам говорят выбрать из большего количества вариантов, наш мозг запускает сложный аналитический процесс. Мы пытаемся рассудить, чем один продукт лучше другого, в чем их отличия и как нам принять решение так, чтобы остаться в плюсе по всем параметрам.

Парадокс выбора в психологии. Почему чем выбор больше, тем сложнее его сделать
foodbevg.com

Когда вариантов выбора меньше – вероятность принять правильное решение 1:1 и, соответственно, когда вариантов больше,- вероятность совершить верную покупку становится 1:100. Согласитесь, наличие огромного выбора усложняет задачу покупателю и приводит его в ступор. Поэтому очень часто повторяется ситуация, когда мы выбрали один продукт из ста, а, возвращаясь домой, почувствовали по этому поводу беспокойство. Вдруг клубничный джем был бы лучше? Вдруг среди сотни джемов был тот самый, правильный, а я сделал ошибку, купив клубничный?

Такой случай и называется парадоксом выбора.«Так что же теперь, сократить количество продуктов на магазинных полках и лишить нас выбора, чтобы не расстраивать?» – спросите вы.«Нет!» – уверенно ответит Барри Шварц. На самом деле, преодолеть парадокс выбора и появляющийся ступор очень легко. Нужно всего лишь перестать всегда гнаться за лучшим вариантом и остановиться на «достаточно хорошем».

По мнению Шварца, психология потребления устроена так, что вы никогда не будете до конца счастливы после покупки. Однако это легко изменить, научившись принципу «достаточно хорошо – это почти всегда достаточно хорошо».Этот принцип выработал сам Барри Шварц с единственной целью: помочь современным покупателям стать немного осознаннее и счастливее.

Парадокс выбора в психологии. Почему чем выбор больше, тем сложнее его сделать
youtube.com

Статья Парадокс выбора в психологии. Почему чем выбор больше, тем сложнее его сделать появились сначала на Tabulo.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх